Мужчина вложил в реставрацию «Москвича» полмиллиона рублей. Такая же машина была у его дедушки
Алексей живет в Беларуси, в пригороде Минска. В последнее время его отдушиной стал ретро «Москвич» 1968 года 408-й модели. По словам владельца, в реставрацию машины вложено около 8 000 долларов, или полмиллиона российских рублей. Но восстанавливал он его не для продажи или участия в выставках. Мужчина ездит на нем по родному городу в свое удовольствие.
Ностальгия
Алексей работает в фирме, занимающейся антикоррозийной обработкой транспортных средств. В его руках оказывались не только старенькие «Опели», «Рено», «Фольксвагены». Довольно часто пригоняют советскую «классику». Но если ВАЗ казался чем-то обыденным, «Волги», «Победы», «Запорожцы» вызывали неподдельный восторг.
Выйдя из-за руля очередного ЗАЗа, мужчина направился изучать объявления автобарахолки. По его словам, нахлынула ностальгия. В его семье дедушка владел «Москвичом», который верой и правдой служил с 1968 по 1992 год. Неудивительно, что выбор пал на такую же модель.
Любовь на всю жизнь
Дедушка Алексея был не простым человеком, а военным. В 1960-х в звании полковника его перевели служить из Баку в Минск, прямиком в штаб округа. По роду службы ему предложили купить легковой автомобиль.
У приобретенного автомобиля также была своя история. Он 12 лет пылился в гараже где-то в Подмосковье. Затем его купил молодой парень, который думал «за 3 копейки» сделать ремонт и гонять по району, как герои фильма «Бриллиантовая рука». Но не тут-то было. Оригинальных деталей днем с огнем не сыскать, а китайцы таких подделок не делают.
Машину второй раз выставили на продажу. В этот момент Алексей и подсуетился. «Забрал сразу, как увидел объявление, — вспоминает новый владелец. — 2 недели переоформляли документы. Затем перегнал в Минск, поставил на учет и заплатил за выбор номерного знака. Он имеет символичные цифры 1968».
Согласитесь, далеко не каждый готов отдать тысячи долларов за восстановление советского автомобиля. Все же это не «Феррари», и не ретрокар 30-40-х годов. Почему счет ведется в долларах? В Беларуси после череды девальваций и деноминаций это самая понятная, народная валюта.
По словам Алексея, разбирающегося по роду деятельности в автомобилях, 50-летний ветеран находился в неплохом состоянии. Хотя тормоз работал только на одном колесе, машина была на ходу. Почти «не бит, не крашен». На самом деле бит он был в правый бок и с высокой вероятностью побывал в кювете. Цвет кузова также не родной. В морковный его перекрасили еще в далеких 70-х.
Основные реставрационные работы потянули на 6 000 долларов, или в пересчете 400 000 российских рублей. Третью часть от этой суммы отняла реставрация кузова: правка, сварка, зачистка, покраска и прочее. Если присмотреться, одно из передних крыльев не родное, а от «Москвича-412». Даже за деньги не все купишь. Пришлось помучиться с покраской.
В сердце – пламенный мотор
Много времени, сил и денег ушло на восстановление силового агрегата. Мотор решили не менять, а вернуть к жизни существующий. Заодно модернизировать. Оригинальное «пламенное сердце» машины – гордость Алексея.
Всю старую резину при реставрации из машины выбросили. Это касается расходников, сайлент-блоков, втулок, прокладок. По возможности искали оригинальные детали. Исключение составляют сальники – использовали подходящие по размеру более надежные импортные от «Опеля», «Субару», «Мерседеса».
Кожзам на сиденьях начал расползаться. Специалисты, к которым обратился Алексей, посоветовали не сшивать старый, а заменить на новый. Все же 50 лет – большой срок для отделочного материала, изготовленного по устаревшим технологиям.
Пожалуй, это самые заметные изменения в автомобиле. В оригинальных креслах полоски имеют тиснение, но в гаражных условиях такого не повторить. Чтобы хоть как-то сымитировать канонический дизайн, тиснение заменили прострочкой. Зато оригинальными остались дверные карты с ручками.
Также ветеранам советского автопрома может показаться странным, что спереди находятся 2 отдельных кресла, а не привычный многим сплошной диван. Оказывается, это особенность экспортной модификации. Как и название модели латиницей.
От начала до конца реставрация заняла 9 месяцев. А общая потраченная сумма приблизилась к 8 000 долларов. Результатом Алексей невероятно доволен. По его словам, когда что-то беспокоит, когда одолевают проблемы, он садится за руль «Москвича». После получаса катания от стресса и плохого настроения не остается и следа.
Историческая справка
Производство 408-й модели осуществлялось более 10 лет – с 1964 по 1976 год на легендарном заводе АЗЛК в Москве. Советские инженеры применили много технических новинок. Особенно выделяется ходовая. Машина движется очень мягко. Водитель и пассажиры благодаря плавности хода ям почти не замечают. Однако платой за «вальяжную» посадку являются большие крены в поворотах. За рубежом такие решения использовались в дорогих, люксовых моделях.
Нельзя сказать, что «Москвич» был дешевым. Стоил он более 5 000 советских рублей. Это на тысячу больше, чем «Запорожец», и сопоставимо с ВАЗ-2101. Обычному советскому человеку с зарплатой в 120 рублей надо было копить на машину годами. Обычно ее покупали всем миром, сбрасываясь близкими и не очень родственниками, одалживали деньги у знакомых.
Но даже при наличии денег рядовому гражданину получить машину было нелегко. Надо было брать разрешения во всяких профкомах, становиться в очередь. Преимущество имели те, кто отличился перед государством: военные, силовики, чиновники, передовики производства. Автомобиль люди ждали по 5-7 лет и более. Зато когда он появлялся в семье – становился центром внимания и всеобщего обожания.