Модели ВАЗ-2101 недавно исполнилось пятьдесят лет. На учете в ГИБДД до сих пор стоят несколько сотен тысяч «копеек»
Содержание статьи
Спустя неделю со Дня космонавтики страна отметила знаковый юбилей, который затерялся на фоне сообщений о коронавирусе. 19 апреля исполнилось 50 лет со дня выпуска первой партии легендарной советской легковушки ВАЗ-2101, более известной как «копейка».
Дитя социализма и капитализма
К середине 60-х годов в СССР назрела потребность в массовом легковом автомобиле – дешевом, простом в производстве, надежном. Отечественным предприятиям, ориентированным на «оборонку», не хватало мощностей и опыта.
Как раз в этот момент у Советского Союза наладились дружеские отношения с Италией. Алексей Косыгин, на то время занимавший должность первого зам. председателя Совета министров, заключил выгодный контракт с Витторио Валеттой, являвшемся президентом компании «Фиат». Было решено при помощи итальянцев построить огромный завод по выпуску легковых автомобилей марки «Жигули». За основу была взята модель FIAT-124, получившая в 1967-м титул «Автомобиль года».
Символ отечественного автопрома
Из-за климатических особенностей и плохих дорог в СССР в конструкцию внесли свыше 800 изменений, призванных повысить надежность машины. Но даже при этой задержке завод в Тольятти был построен в кратчайшие сроки. Уже 19 апреля 1970 года, аккурат к 100-летней годовщине Ленина, конвейер покинули 6 первых седанов ВАЗ-2101 – 4 вишневых и 2 синих. Цвета были выбраны неслучайно: они символизировали флаг РСФСР.
«Копейка» в различных модификациях выпускалась до 1988 года. Всего с конвейера сошло 4,8 миллиона единиц, что является безусловным рекордом как в СССР, так и в современной России.
Конструкция оказалась настолько удачной, что легла в основу множества других моделей. Последняя машина из славной плеяды «Жигулей», ВАЗ-2107, была окончательно снята с производства в 2012 году. Согласно статистике ГИБДД, на учете по-прежнему находятся порядка 400 000 «копеек».
Дефицит
Стоит ли говорить, что ВАЗ стал самой желанной покупкой в рядовой советской семье. «Волги» были слишком дороги и недоступны простому смертному, а «Москвичи» — менее удобны в управлении. Даже квартиры не так ценились, так как их трудящимся раздавали бесплатно.
Мощный на то время двигатель, «острый» руль, компактный юркий кузов, удобство и комфорт нового уровня сделали из машины легенду. Но приобрести «копейку» было непросто. Записывались в специальную очередь — и только по рекомендации профкома и парткома, копили несколько лет деньги, и спустя годы ожиданий приходила долгожданная уведомительная открытка. О вариантах комплектации и речи не шло. Люди радовались только от того, что у них появился личный автомобиль. Этого было достаточно, чтобы почувствовать себя по-настоящему счастливым советским человеком.