«Копейка» когда-то выпускалась и в Южной Корее, только называлась KIA 124. История ВАЗа
Содержание статьи
ВАЗ-2101, известный под названием «копейка», — это настоящий народный автомобиль. Он является копией итальянского Fiat 124, который успешно собирался на Волжском автозаводе и покорил сердца миллионов автовладельцев в Советском Союзе. Базовый автомобиль был настолько успешным, что его выпускали в различных странах мира, в том числе в Южной Корее.
Успешный проект глобализации
ВАЗ 124 — это глобальная модель, которая выпускалась в различных странах мира. Разработанная итальянскими специалистами машина производилась в Испании, Турции, Индии и СССР. В конце шестидесятых годов сборка этого автомобиля была налажена в Южной Корее на мощностях концерна Kia.
В то время корейский автопром только создавался, поэтому руководство Kia приняло решение не разрабатывать автомобили с нуля, а начать производить машины по лицензии. Это позволило существенно сократить затраты на выпуск авто. При этом можно было получить уже проверенную временем обкатанную модель, которая пользуется хорошим спросом у покупателей. Тем более что базовая Fiat 124 оказалась по-настоящему успешной. Новая модель получила название Kia 124, представляя собой фактически точную копию итальянского Fiat и ВАЗ-2101.
В послевоенные годы в Южной Корее отмечался бум развития автопроизводства. Постоянно появлялись новые компании, которые занимались отверточной сборкой автомобильных комплектов, купленных у японских и европейских брендов. Одной из таких компаний стала Asia Motors, которая в последующем была переименована в Kia. Изначально эта автопроизводитель специализировался на тяжелой технике, выпуская автобусы и грузовики. Однако вскоре с итальянской компанией «Фиат» начались переговоры о производстве легковых автомобилей.
Корейская компания Kia начинала с лицензионной сборки итальянских Fiat, но вскоре появились уже первые полностью самостоятельные модели машин. В семидесятых, восьмидесятых и даже в первой половине девяностых годов это были недорогие автомобили, которые в вопросах технического оснащения и качества сборки существенно проигрывали европейским и японским аналогам. Однако сегодня корейские бренды и Kia в том числе существенно подтянули качество сборки и предлагают своим покупателям недорогие, стильные и надежные машины.
Практичная Kia 124
Визуально модель Kia 124 практически не отличалась от итальянской версии этого автомобиля. Машина получила 1,4-литровый бензиновый двигатель, который развивал 65 лошадиных сил. Этот мотор компоновался четырехступенчатой механикой, а максимальная скорость небольшого по размерам седана составляла 145 км/ч. В целом машина получилась достаточно успешной, надежной и простой в эксплуатации. Однако даже в начале семидесятых годов такой автомобиль уже оказался устаревшим. В то время в Южной Корее большой популярностью начали пользоваться японские автомобили, которые по своему техническому оснащению были куда лучше.
Визуально отличить корейский Kia 124 от ВАЗ-2101 можно разве что по эмблеме на решетке радиатора. Более каких-либо различий в облике этих автомобилей нет. То же самое касается оформления салона. Внутренний интерьер у этих машин аналогичный. При этом достаточно необычно видеть знакомый с детства салон автомобиля и внешний вид вазовской «копейки», на руле которой и на передней решетке радиатора красуется эмблема южнокорейской Kia.
В отличие от сборки этого автомобиля на мощностях ВАЗ, в Kia самостоятельно производили лишь 30%, тогда как 70% деталей закупали напрямую из Италии. В первый год было выпущено лишь 1 737 корейских «копеек». Однако до конца 1973 года удалось выпустить 7 000 автомобилей. Если сравнивать с масштабами производства этого автомобиля в Советском Союзе, то такая серия является минимальной. Но с учетом небольших размеров Кореи и только что создающегося автопрома, даже 7 000 авто – это хорошая цифра.
Почему производство корейской «копейки» было остановлено
На этот вопрос точного ответа не существует. Большинство автоэкспертов в Южной Корее отмечают, что в то время многие автопроизводители начали собирать по лицензии японские машины, которые по своим техническим показателям, оснащению и качеству были существенно лучше, чем модели Fiat. Поэтому в 1973 году, когда лицензия на выпуск Fiat 124 закончилась, южнокорейская Kia просто не продлила это соглашение и начала выпуск других моделей. В этой компании приняли решение сосредоточится на сборке своих собственных моделей, разработка которых уже была к тому времени завершена.
Раритетный экземпляр
Сегодня, когда во всем мире отмечается повышенный интерес к ретроавтомобилям, многие коллекционеры в Южной Корее гоняются за Kia 124. Эта машина стала настоящим раритетом, а за экземпляры в отличном техническом состоянии дают неплохие деньги. На сегодняшний день минуло уже более 50 лет с момента выпуска последних моделей этих автомобилей. Но даже с учетом такого солидного возраста в Корее все же можно найти местные «копейки», которые все еще на ходу и неплохо сохранились.