Как российские дороги и климат влияют на зарядку электрокаров и поспевает ли развитие инфраструктуры за количеством авто в стране
Содержание статьи
Год назад власти России обратили внимание на развитие инфраструктуры для электромобилей. За это время количество быстрых электрозарядных станций (ЭЗС) в РФ увеличилось на 30%. Тем не менее, инвесторы, вкладывающие собственные средства в зарядную инфраструктуру, жалуются на высокие расходы на подключение к электросетям. Они утверждают, что теперь основной препятствием для развития рынка является недостаток самих электромобилей, а не нехватка зарядных устройств.
Особенности инфраструктуры в РФ
В 2022 году правительство РФ приняло решение по субсидированию станций для электрокаров и предоставлению субсидий на покупку таких авто. Этот подход был принят до военных действий на Украине и выхода иностранных автоконцернов из страны в соответствии с зеленой повесткой: в 2021 году принята концепция развития электрического транспорта, которая предполагала достижение 15% рынка к 2030 году.
На 2023 год парк электромобилей в РФ составил 20,7 тыс. машин, что подтверждается данными «Автостата». В Минэкономики указывают на более высокие цифры — более 24 тыс. машин, при этом их количество выросло на 42% за 2022 год. Однако количество зарядных станций, к которым относятся и домашние станции, составляет лишь 7,5 тыс., из них публичных зарядных станций по-прежнему мало.
Необходимые изменения
Развитие инфраструктуры зарядных станций должно быть на один шаг впереди появления электромобилей, так как покупатель может принять решение о покупке только после того, как он четко понимает, где будет производиться зарядка.
Константин Алябьев, директор PUNKT E, также отмечает, что существующая в России инфраструктура зарядки уже достаточна для продажи существующего парка электромобилей. Развертывание сети зарядных станций может предшествовать росту продаж электромобилей. Если учитывать и «розетки», то в России на одну зарядную станцию приходится меньше 3 электромобилей, что соответствует практике в мире — например, повторяется ситуация в Норвегии в 2010 году. В Китае, который является лидером в этой отрасли, соотношение составляет не меньше 10 электромобилей на 1 зарядную станцию. Тем не менее, исходя из того, что статистика РФ учитывает и «розетки», мы не можем быть уверены в том, что количество зарядных станций уже достаточно.
Поддержка от государства
В России государство начало фактически поддерживать электротранспорт только в прошлом году. На основании проекта «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» планируется ввести в эксплуатацию 439 БЗС в 12 регионах.
Сетевая мощность в России
Одним из ключевых факторов, препятствующих развитию инфраструктуры, является цена подключения. В 2023 году после отмены преференций на техническое присоединение цены резко подскочили до 3–4 млн руб., как сообщает Green Drive. В связи с этим Минэнерго планирует повысить сумму госсубсидий, направленных на компенсацию этих расходов. В ближайшее время может быть доступна возможность получить субсидию для покрытия расходов на ТП для «зарядных хабов».
«Зарядные хабы» необходимы для таксопарков, использующих электротранспорт, а также для мест скопления машин, например, возле вокзалов, крупных гипермаркетов или аэропортов. Операторы ЭЗС признают нехватку электросетевых мощностей. Эта проблема остро стоит и в Москве, где на данный момент уже работает 399 ЭЗС для электромобилей. В департаменте транспорта столицы заявили, что они поддерживают инициативы, направленные на изучение и создание технологий или новых тарифов, позволяющих снизить стоимость ТП.
Как российские дороги и климат влияют на зарядку электрокаров?
Автолюбители, владеющие электромобилями, часто сталкиваются с проблемами при их эксплуатации в загородном режиме. Высокий расход электроэнергии на высоких скоростях приводит к повышенному аэродинамическому сопротивлению воздуха. Поэтому, без достаточной зарядной инфраструктуры и при больших междугородних пробегах, автолюбителям необходимо понимать зависимость расхода электроэнергии от внешних факторов, чтобы их поездка не была прервана на полпути.
Кроме того, при изменении условий могут измениться регламентированные промежутки обслуживания и ремонта авто. В нашей стране электромобили, действительно, могут поведение отличаться от зарубежных. Эксперты проводили эксперимент зимой при достаточно теплой погоде, но уже получили результаты, отличные от паспортных значений. А при суровых условиях, таких как температура -30 или -40 и большие пробеги, может потребоваться значительно больше электроэнергии, чем указано производителем.
Таким образом, на работу электрокаров непосредственно влияют погодные условия и развитость инфраструктуры. В России только вводятся разные инициативы и проекты, направленные на создание оптимальной инфраструктуры для обслуживания электрических автомобилей.