Авто

Малоизвестная Jawa: Minor – автомобили легендарного производителя мотоциклов, чей выпуск запретили в оккупированной Чехословакии

Компания Jawa известна своими мотоциклами, которые были испытаны на гоночных трассах и проданы в 120 странах по всему миру. Они также были популярны в Советском Союзе, иногда их выпускали с колясками, но по комфорту они сильно отставали от автомобилей. Однако мало что известно о том, что в то же время эта чехословацкая марка также производила легковые авто, но, прежде чем они стали популярны, в дела компании вмешалась политика.

Немецкая лицензия и стремительный взлет

Малоизвестная Jawa: Minor – автомобили легендарного производителя мотоциклов, чей выпуск запретили в оккупированной Чехословакии

Франтишек Янечек в 1929 году основал компанию Jawa, которая изначально имела лицензию для выпуска мотоциклов Wanderer. В 1933 году было подписано соглашение о производстве Auto-Unional, очень успешного автомобиля DKW F2 Meisterklasse на немецком рынке. Новый Jawa 700 был оснащен немецким двухцилиндровым двухтактным двигателем объемом 689 куб. см, мощностью 20 л. с. с водяным охлаждением и трехступенчатой трансмиссией.

Малоизвестная Jawa: Minor – автомобили легендарного производителя мотоциклов, чей выпуск запретили в оккупированной Чехословакии

Его внешний вид отличался от модели DKW только тем, что колесная база была увеличена на 10 сантиметров, а взамен использовались 45-сантиметровые колеса. Зато было предусмотрено термосифонное охлаждение без отдельного водяного насоса, а также переднеприводное и независимое шасси. Авто изготавливали на базе четырехместного полуавтоматического кабриолета, двухдверного седана, купе и кузова родстер. Эта модель оказалась наиболее удачной.

Малоизвестная Jawa: Minor – автомобили легендарного производителя мотоциклов, чей выпуск запретили в оккупированной Чехословакии

Как только авто вышло на рынок Чехословакии, полиция и пограничники заказали десятки Jawa 700. Также репутацию модели повысил интересный момент: в 1934 году Янечек пригласил в Прагу профессора Пала Жарая, специалиста по аэродинамике, который разработал сверхобтекаемую линию кузова всего за несколько дней. Машины стали поставляться на экспорт.

Малоизвестная Jawa: Minor – автомобили легендарного производителя мотоциклов, чей выпуск запретили в оккупированной Чехословакии

При этом Ярослав Кайзер и Франк Кронбергер (два владельца офиса Jawa в Праге) заняли второе место в чехословацком тысячелетнем туре. В результате успеха в гонке более крупная и мощная версия Jawa 750 была построена исключительно для целей автоспорта. Обладая двигателем объемом 745 куб. см и мощностью 26 л. с., этот малолитражный автомобиль со специальной решеткой радиатора занял первое место в своей категории гонок на 1935 миль. В том же году одно из купе получило серебряный венок на Luhacovice Concours d’Élégance.

Читать так же:  Ювелир Александр превратил свой старенький Mitsubishi Eclipse в шикарный Lamborghini: когда руки действительно золотые

Малоизвестная Jawa: Minor – автомобили легендарного производителя мотоциклов, чей выпуск запретили в оккупированной Чехословакии

После двух лет проектирования и экспериментов последняя модель в автомобильной истории Jawa, Minor, появилась в 1937 году и была, пожалуй, самым сложным дизайнерским элементом этой серии. Автомобиль был оснащен 19-сильным двухцилиндровым двухтактным двигателем. Его техническая структура была такой же, как у Jawa 700, но внешний вид сильно отличался: двухдверный седан, купе и родстер создал дизайнер Зденек Кейвал. Также было построено 26 кабриолетов.

Этот прочный маленький автомобиль имел поразительный гоночный успех: в 1937 году он был третьим в туре Прага-Белград. В 1938 году производство открыли в Багдаде. Во время Второй мировой войны производство этих автомобилей было запрещено в оккупированной Чехословакии, но создатели тайно разработали более современный Minor II. Это была конструкция с доработанным силовым агрегатом и, наконец, гидравлическими тормозами.

Окончательный запрет и забвение

Малоизвестная Jawa: Minor – автомобили легендарного производителя мотоциклов, чей выпуск запретили в оккупированной Чехословакии

Когда немцы ушли, было возобновлено производство, но вскоре пришли социализм и национализация, и новая власть запретила компании Jawa производить автомобили. Поэтому все планы были переданы Aero, которая к 1952 году произвела 14 178 Minor II. Они делались специально на экспорт, с соответствующим кузовом и максимальной скоростью 90-100 км/ч. В 1953 г. было начато передовое производство мотоциклов с двухтактными двигателями. Модели обладали маятниковой задней подвеской, а движок был объемом до 350 см³.

В 1970 г. компания взялась выпускать новую обширную серию мотоциклов Jawa 250-623 и Jawa 350-633. Их внешний вид был очень оригинальным для тех лет. Модели выделялись хребтовой рамой и двигателем с раздельной системой смазки. Jawa 350-634 ко всему прочему обладала новым мотором и дуплексной закрытой рамой. После модернизации в 1984 были внесены изменения в типаж модели, она продолжает выпускаться до сих пор.

Читать так же:  Когда тюнинг не на пользу: девять "Мустангов", которые были полностью испорчены неудачными модами

В 1948 году эти машины отправились за Полярный круг, из них делали даже деревянные универсалы (woody), позже был выпущен Minor III с понтонным кузовом. Но это все производилось за пределами компании Jawa. С 1950-х годов они могли выпускать только мотоциклы. В 1971 году фирма снова имела какое-то отношение к четырехколесным автомобилям: они поставили трансмиссию на похожий на чемодан карлик Velorex 435-0. В конечном итоге эта идея потерпела неудачу. Так с выпуском авто Jawa покончила навсегда.

Источник: [link]fb.ru[/link]

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button