«Лады», «Победы», «Волги», «Москвичи»: как назывались советские машины за границей
В Советском Союзе приобретение личного автомобиля было вовсе не простым делом. Машина считалась роскошью, которая в свободной продаже отсутствовала. Даже если человеку удавалось собрать необходимую сумму на покупку «железного коня», этого было мало. Потому что нужно было становиться в очередь, которая могла растянуться на долгие годы.
Но вот что касалось экспорта, то тут советская промышленность отнюдь не отставала. Во все уголки планеты направлялись потоки самых различных моделей, и число автомашин достигало миллионов. При этом иностранцам изделия автопрома зачастую обходились дешевле, нежели жителям СССР. Зарубежные модели, как правило, имели отличие от внутренних аналогов в плане внешнего вида, качества сборки, технической «начинки». При этом им нередко давали другие наименования.
«Победа»
Массово отправлять легковые автомобили за рубеж СССР начал на заре 1950-х гг. Сначала это был ГАЗ-М20 «Победа». Окно в Европу для него прорубили финны в лице Konela — совместной советско-финской компании. В Суоми автомобиль был встречен тепло. На тот момент в сознании европейцев еще были живы события 2-й Мировой, и наименование машины решили не менять. Изменилось лишь написание — на Pobeda. После Финляндии авто стали покупать и другие европейские страны: Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия, Швеция. Затем последовали поставки в Великобританию и Соединенные Штаты Америки — посредством европейских дилеров. Но был и автомобиль «Варшава» — такое название было дано «Победам», которые выпускались в польском филиале.
«Москвич-400» отправился в Финляндию вскоре после «Победы». И стал называться просто Moskvitch. Затем его стали экспортировать в Бельгию, Польшу, Швецию, Великобританию, Албанию, Китай. Далее последовал «Москвич-402», который поставлялся в Финляндию, Швецию, Норвегию, Югославию, Венгрию, Великобританию. В странах, где было запрещено использовать трехзначный индекс, в котором имелся ноль в середине, «Москвич-402» получил другое наименование — Elite.
В 1958 г. вышла модернизированная модель — «Москвич-407», которая была еще сильнее интегрирована в западный мир. По инициативе компании Scaldia, импортера из Бельгии, на предприятии Sobimpex началась крупноузловая сборка с дизелями Perkins. Собиравшиеся в Бельгии 407-е получили новые названия. В зависимости от рынка это были:
- Scaldia Diesel;
- Scaldia Essence;
- Scaldia Special De Luxe.
А в Норвегии продавцом Konela-Norge «Москвич-407» продавался как Moskvitch Pilot. Далее был «Москвич-408». В восточноевропейских странах его назвали «Рила», добавляя индекс, который соответствовал объему двигателя.
Поскольку советская техника приглянулась финским таксистам, в конце 1950-х в Финляндию приехал ГАЗ-21 «Волга». Его экспортные модели, в зависимости от типа кузова, а также от рынка, имели такие названия:
- Volga;
- Volga Combi;
- Volga M21;
- Volga M22;
- Volga GAZ-21;
- Volga GAZ-22;
- GAZ-21/22 Scaldia.
Эти просторные и в то же время доступные автомашины получили признание и в других скандинавских странах, и в Бельгии, Великобритании, Нидерландах. В 1970-х гг. появилась Scaldia-Volga S.A. — совместное советско-бельгийское предприятие, которое кроме реализации и обслуживания авто из СССР занялось сборкой из готовых машинокомплектов небольших серий. Это были экспортные варианты ГАЗ-24 «Волга» Они известны под следующими наименованиями:
- Scaldia-Volga M24;
- Volga M24D;
- Volga M24 Berline;
- Volga M24 Break.
«Запорожец»
ЗАЗ-965 начал выпускаться в Запорожье с 1960 г. Это четырехместная, доступная, компактная, заднемоторная модель завоевала большую популярность у европейских потребителей. Производители микролитражки при ее создании вдохновлялись маркой Fiat. «Запорожец» предлагался по низкой цене, был надежным.
Однако его название было слишком сложным для зарубежных покупателей. И тогда ему дали другое наименование — «Ялта». Были разные транслитерации — Yalta и Jalta. Автомобиль приобретали Бельгия, Болгария, ГДР, Финляндия, Швейцария, скандинавские страны. В некоторых государствах было другое наименование — Eliette.
Популярность «запорожца», которого в Советском Союзе пренебрежительно называли «горбатый», в Старом Свете со временем стала просто зашкаливать. Там был создан его фан-клуб. Ежегодно продавалось порядка полутора тысяч этих автомашин. До 1969 г. ЗАЗ произвел 322 тыс. экземпляров.
Название грузовиков в Китае
Произведенные в Советском Союзе грузовики пользовались в зарубежных странах наибольшим спросом. Они были надежны, имели высокую проходимость, их можно было быстро отремонтировать. В основном их закупали социалистические государства. ЗИС-150 с его модификациями приобрел большую популярность в Китае. На дорогах этой страны грузовики передвигались с табличкой «Jiefang», что по-русски значит «Освобождение». Другой грузовик ГАЗ-51 в Поднебесной называли «Юджин», а в Корее — «Сынри». И то, и другое значит «Победа».
Как «Жигули» превратились в «Ладу»
Интересная ситуация сложилась в Европе с поставками из СССР автомобиля «Жигули». Сначала он экспортировался под «родным» названием. Этот автомобиль характеризовался повышенным комфортом и был вполне конкурентоспособным. Но иностранцам не пришлось по душе название, которое ассоциировалось у них со словом «жиголо», имеющим негативную коннотацию. Поэтому машины покупали неохотно. Тогда в 1975 г. экспортный вариант получил название LADA.