22 ноября «Запорожцу» исполняется 60 лет: вспоминаем, какая модель была прототипом, и оцениваем стоимость «ушастого»
Содержание статьи
60 лет назад, с 22 ноября 1960 г., Запорожский завод «Коммунар», позднее ставший «Запорожским автомобилестроительным заводом», начал выпускать легендарный автомобиль «Запорожец». Прообразом для «народного автомобиля» послужил итальянский «Fiat-600».
Задача — сделать машину для народа
В 50-х годах прошлого века в СССР начали серьезно задумываться о создании т.н. «народного автомобиля». Основными его характеристиками должны были стать небольшие габариты, неприхотливость, простота в обслуживании и ремонте. Стоит отметить, что в это же время интерес к таким автомобилям, которые стали называть микролитражками, отмечался во всем мире, и особенно в Европе.
Итальянские корни
Создавая ЗАЗ-965 конструкторы ориентировались на дизайн и инженерные решения автомобиля «Фиат-600» Данте Джакозы.
Итальянец Данте Джакоза — один из самых известных в мире конструкторов автомобилей. После Второй мировой войны он 25 лет проработал главным инженером итальянской Компании FIAT. Его творениями стало множество известных автомобильных моделей, среди которых «Фиат-600», «Фиат-1800», «Фиат-2100», «Фиат-126», «Фиат-128». И, конечно же, «Фиат-124», который послужил основой для легендарной «копейки» — ВАЗ-2101.
Однако микролитражка руководству Советского Союза понравилась. Хрущев дал «добро» на выпуск машины, но с условием — цена на нее должна быть меньше 20 тыс. руб. (средняя заработная плата в СССР в 1959 году была 780 руб.). Стоимость ЗАЗ-965 составляла 18 000 руб. В 1961 году, после деноминации рубля в 10 раз, она стоила 1800 руб., в 3 раза меньше, чем престижная «Волга».
Для 60-х годов прошлого века «Запорожец» получился качественной машиной. У него была приличная проходимость. Он отличался экономичностью, прочностью, простотой в обслуживании. Основные недостатки: тесный салон, небольшое багажное отделение, шумный мотор с малой мощностью.
В ценах 2020 года первый «Запорожец» обошелся бы покупателю в 186 тыс. руб.
К базовой модификации постепенно добавлялись новые. ЗАЗ-965 стали выпускать с ручным управлением, с правым рулем, это был экспортный вариант под названием «Ялта».
Новая машина стала в СССР поистине народной маркой. 965-й в народе любовно называли «горбатым», «жужиком», «запором», «пузыриком», «чебурашкой». Она была и объектом многочисленных анекдотов.
А через 7 лет была выпущена последняя модель — «Запорожец-968М», имеющая «жабры» вместо «ушей». Она выпускалась рекордные 15 лет. Стоил автомобиль 6 240 руб., что в ценах 2020 года составляет 248 тыс. руб.
В 1994 году выпуск «Запорожцев» был прекращен. История славной торговой марки закончилась.
Всего «Запорожцев» выпустили около 3-х миллионов штук. Для Советского Союза с 300-миллионным населением — это, конечно, немного.